«В гостях у сказки»
— интегрированная непосредственно образовательная деятельность
для детей среднего дошкольного возраста
Автор: воспитатель первой категории МБДОУ №14 города Батайска
Зинкина Ольга Николаевна
Цель: Обобщение и закрепление знаний в области аппликативно-графического дизайна.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать художественно-творческое воображение с помощью психогимнастики.
- Развивать логическое мышление с помощью загадок, наводящих вопросов по теме: «русские народные сказки».
Образовательные:
- Закреплять элементарные знания в области математики: геометрические фигуры, цвета, размеры.
- Закреплять полученные знания с помощью аппликации (работа с бросовым материалом, цветной бумагой, картоном).
Воспитательные:
- Прививать детям качества взаимопомощи и взаимоуважения.
- Побуждать детей выражать свои эмоции в творческой деятельности.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок с целью выявления волшебных свойств сказочных предметов; знакомство с живописью В.И.Васнецова (картины из русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка» и другие); заготовка деталей для ковра-самолёта: раскрашивание макарон, яичной скорлупы, рисование на геометрических фигурах узоров с помощью методов: рисование кончиком кисточки, приманивание кисточкой, тычка (с помощью ватных палочек).
Ход занятия:
Дети и воспитатель под музыку заходят в группу:
Воспитатель: «Ой, а кто это к нам прилетел?» (достаёт из укромного места «говорящую птицу»). Кто это, дети?»
Предполагаемые ответы детей: «Птица», «Попугай», «Говорящая птица».
Воспитатель: «И верно, ребята, это птица-говорунья. Она хочет что-то сказать: «Друзья, приглашаю вас в гости к сказке» — сказала птица.
Воспитатель: «А как же мы попадем в сказку?» (говоря, достает поднос, на котором лежат очки).
Предполагаемые ответы детей: «Мы наденем очки», «Мы закроем глаза».
Воспитатель: Верно, ребята. Надевайте очки, которые вы сами украсили, становитесь в круг и возьмитесь за руки: «Раз, два, три, в сказке очутись!» (звучит волшебная музыка).
Воспитатель: «Ребята, представьте себе, что вы кого-то увидели в сказке, а может быть, вы в кого-то превратились? Кирюша, кем ты себя представил? А Даниэль в кого превратился? Ты увидел кого-то? Кого-же? и т.д.
Предполагаемые ответы детей: «Я оказался на волшебной полянке», «Я бился с драконами» и т.д.
Воспитатель надевает царскую корону и говорит: «А я – царевна – Ольга-искуссница. Друзья, добро пожаловать в мою сказку!».
Подводит детей к сундуку и говорит: «Чок-чок-чок-чок, перед вами сундучок,
Весь резной, расписной, сундучок, секрет открой.
Нет в сундучке ни серебра, ни злата, а есть в нем …волшебные предметы из сказок».
Воспитатель: «Друзья мои, я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать.
Первая загадка: «Острый, длинный, серебристый,
Богатырь с ним в поле чистом», скажи, Никита, что это?
1 ребенок: «Это – меч-кладенец».
Воспитатель.: «Правильно, Никита. А из какой он сказки?» (достаёт из сундука меч)
1 ребенок: «Из сказки о богатыре».
Воспитатель: Правильно. Молодец, Никитка» (кладёт меч обратно в сундук). Слушайте, ребята, следующую загадку:
Её Иванушка напился,
И, вдруг, в козлёнка превратился» — о чём эта загадка? Скажи, Ариша.
2 ребенок: «О водице из козлиного копытца».
Воспитатель: «Верно, молодец. А из какой сказки эта водица?» (достаёт водицу из сундука).
2 ребёнок: «Из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Воспитатель: «Правильно, какая ты умница!». Слушайте, детки, ещё загадку:
Маше Ванечку помог
Отыскать быстрый… (клубок) – дети могут сказать хором, но воспитатель спрашивает конкретного ребёнка: «Скажи, Машенька, о чём эта загадка?».
3 ребёнок: «О волшебном клубочке» (воспитатель достаёт из сундука волшебный клубок).
Воспитатель: «Верно. А из какой сказки волшебный клубок?»
3 ребёнок: «Из сказки «Баба-Яга, костяная нога».
Воспитатель: «Умничка, Машенька!». Ребята, у меня есть ещё одна загадка:
Кто наденет эту шапку,
Тот исчезнет без оглядки! О чём эта загадка, Даниэль?
4 ребёнок: «О шапке-невидимке!»
Воспитатель: «Молодец, Даниэль! А в какой сказке есть шапка-невидимка» (достаёт шапку из сундука).
4 ребёнок: «В сказке «Василиса-Примудрая!».
Воспитатель: «Молодец, Даниэль! И последняя загадка:
Он летает высоко,
И с него всем видно всё! Что это, Сонечка?»
5 ребёнок: «Это – ковёр-самолёт!»
Воспитатель: «Правильно! (достаёт ковёр-самолёт из сундука, разворачивает его). Ой, ребята, а что же случилось с ковром-самолётом?»
Дети: «На нем нет узоров… и т.д.»
Воспитатель: «Действительно, все цвета и узоры исчезли. Не иначе, как это проделки бабы яги? Что же делать, ребята?
Дети предлагают: «Украсить ковёр-самолёт своими узорами!».
Воспитатель: «Ах, да, я и забыла совсем… Ведь вы из царства Батайского, там много умельцев да мастеров живёт. А, ну-ка, покажите, на что вы годитесь, мастера-дизайнеры?»
Дети (воспитатель помогает) переодеваются в мастеровых – у всех индивидуальные фартуки развешаны на спинках стульев (у мальчиков фартуки, нарукавники и ленточка на голове; у девочек фартуки, нарукавники и ободки).
Воспитатель: «Ребята, помогите друг другу завязать фартуки!»
Далее воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором разложены шаблоны с узорами из акварели: «Возьмите свою деталь, на которой вы нарисовали узоры, займите своё рабочее место».
Дети идут на свои места.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на мольберт, что вы видите? Егорка, скажи?»
6 ребёнок: «Я вижу геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник».
Воспитатель: «Молодец, верно ответил. А что на этих фигурах, Юленька?»
7 ребёнок: «Различные узоры».
Воспитатель: «Умничка, действительно, узоры. А из чего сделаны эти узоры?» (показывает на скорлупу, цветные геометрические фигуры, макароны). Скажи, Эдик?
8 ребёнок: «Из яичной скорлупы, цветной бумаги, макарон».
Воспитатель: «Правильно. Я предлагаю вам, не мешкая, приступить к работе и создать свои узоры для ковра-самолёта. Когда птица-говорунья подаст сигнал (включить птицу с любыми звуками: свист или хелоу), работу нужно закончить. Приступаем, мастера-дизайнеры!
На столе материал для выполнения аппликации из бросового материала (макароны, похожие на разноцветные цветы, скорлупа, разноцветные геометрические фигуры).
Во время изготовления деталей «ковра-самолёта» под тихую сказочную музыку, воспитатель помогает детям определиться с выбором материала, спрашивает детей: из чего они делают ковер-самолет и как, как нужно промакивать салфеткой детали от клея?
Через 10 минут воспитатель объявляет: «Ребята, послушайте, наша птица-говорунья подала сигнал (нажать на кнопку, услышав любой звук птицы): время истекло! Давайте подождём тех, кто ещё не справился» (помощь детям).
Воспитатель: «А теперь, я предлагаю вам собрать наш ковёр-самолёт!»
Под торжественную музыку дети собирают «пазлы» в единый «ковёр-самолет».
Затем музыка стихает, и воспитатель благодарит ребят за восстановленный «ковёр-самолет»:
«Молодцы, ребята! Теперь, когда ковер-самолет украшен замечательными узорами, я приглашаю вас в путешествие по сказке. Полетаем? Тогда в путь! (не давая никаких указаний, куда встать детям, воспитатель «летает» с детьми под музыку на ковре-самолёте, имитируя движения, дети повторяют за ней).
Воспитатель: «Понравилось вам наше путешествие? На память о том, что вы побывали в сказке, я подарю вам «волшебные фонарики» (воспитатель обращается к каждому персонально: «Тебе, Маша», «Тебе, Егор» и т.д.). И предлагаю вам пройти в наш музыкальный зал, где вас ждёт сюрприз. Попрощайтесь с нашими гостями, вы сегодня были молодцы!»
Дети под музыку уходят из группы.